Отдел рукописей не работает до особого распоряжения.


6 декабря буфет в Доме Пашкова будет закрыт.


5 и 6 декабря магазин в первом подъезде не работает.


18 декабря читальный зал РГБ в ЕМиЦТ не работает.

Спросите библиотекаря

В РГБ прошли мероприятия в рамках VII Недели осведомлённости о дислексии

28 октября 2025 года

В Российской государственной библиотеке 23–24 октября состоялись встречи, посвящённые нормам русского языка и вопросам дислексии.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

В Румянцевском читальном зале Дома Пашкова 23 октября прошёл открытый разговор с представителями портала «Грамота.ру» на тему «Язык по правилам и без: как и почему меняется норма».

Гости дискуссии были приглашены обсудить изменения, происходящие в русском языке, сохранившие его внутреннее единство и гармонию.

Основные вопросы дискуссии:

  • почему наиболее устойчивые элементы языка меняются медленно, а новые явления становятся очевидными мгновенно;
  • как мемы влияют на изменение норм языка;
  • какие аналогии можно провести между изменениями в грамматике и этапами освоения речи детьми;
  • когда именно нарушение становится частью общепринятых норм.

Эта встреча стала ярким примером взаимодействия науки и общества, подчеркнув важность понимания процессов, происходящих в живом организме нашего родного языка.

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

Мероприятие провела Мария Лебедева, кандидат филологических наук, руководитель образовательного направления портала «Грамота.ру», заведующая лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина.


24 октября состоялся научно-практический форум «100 ответов о дислексии. Встречаемся в Ленинке», ориентированный на представителей научного сообщества, педагогов, логопедов, нейропсихологов, студентов и всех заинтересованных лиц, работающих над проблемами диагностики и коррекции нарушений чтения и письма у детей и подростков.

Значимой частью форума стала презентация образовательного проекта Ассоциации родителей детей с дислексией — «Навигатор: 100 ответов о дислексии», подготовленного в рамках Всероссийского марафона педагогических идей.

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

Спикерами форма выступили:

  • Александр Корнев, доктор психологических наук, профессор кафедры логопатологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Минздрава России. Он представил доклад о современном понимании проблем чтения;
  • Ольга Драгой, доктор филологических наук, профессор, директор Центра языка и мозга Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», которая поделилась инструментами оценки речи и когнитивных функций у русскоязычных детей;
  • Марина Елисеева, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой языкового и литературного образования ребенка Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Она представила онтолингвистический подход к диагностике речевого развития дошкольников;
  • Регина Мачинская, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, руководитель лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития, рассказала о роли междисциплинарных исследований в изучении особенностей поведения и когнитивного развития детей;
  • Татьяна Ахутина, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Лаборатории нейропсихологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова;
  • Марина Захарова, старший научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии когнитивного развития. Она осветила вклад нейропсихологических факторов в возникновение учебных трудностей;
  • Алексей Корнеев, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории нейропсихологии МГУ имени М. В. Ломоносова;
  • Ольга Акатьева, особый гость форума и режиссёр фильма «Я делаю шаг».
  • Фото: Илья Стуликов, РГБ
  • Фото: Илья Стуликов, РГБ
  • Фото: Илья Стуликов, РГБ
  • Фото: Илья Стуликов, РГБ
 

Эти два насыщенных дня стали важным событием, продемонстрировали важность сотрудничества профессионалов разных областей знания и родителей в деле поддержки детей с дислексией и других расстройствами чтения и письма.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться